Сценарий начинается с… или Транзактный анализ для непосвященных.
В настоящее время психологам и выпускникам психологических факультетов знакомо такое сочетание слов, как транзактный анализ (ТА). Но зачастую, клиентами психологических консультаций являются все же люди, которым еще не довелось столкнуться с теми или иными теоретическими школами и направлениями. И они еще не перегружены длинными и замысловатыми психологическими терминами, у которых трудные латинские корни.
Поэтому и возникла идея курса «Транзактный анализ для непосвященных», в котором кратко и доступно излагаются основные принципы работы консультантов и терапевтов, работающих в ТА-модальности., а также теоретические основы самого транзактного анализа и его практическое применение. Курс включает в себя несколько сессий, каждая из них состоит из информационной и практической части.
В первой части мастерской участникам было предложено ознакомится с общими принципа ТА. Вторая часть была посвящена происхождению теории жизненных сценариев, которая является одной из ключевых теоретических концепций ТА.
Транзактный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека – как индивидуально так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенности своего взаимодействия с окружающими. Ключевой отправной точкой для развития транзактного анализа стал психоанализ, однако ТА как модель приобрел значительно более общий и масштабный характер. Помимо феноменов, объясняемых психоанализом, он охватывает целый ряд аспектов человеческой психологии, следовательно, применим к значительно более широкому кругу областей человеческой деятельности.
Особенность Транзактного анализа состоит в том, что изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы несложны и доступны для общего понимания. Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некой определенной ситуации, может функционировать, исходя из одного из трех эго состояний, четко отличимых одно от другого.
Отцом-основателем Транзактного анализа был американский психиатр Эрик Берн. Основой его теории послужил опыт, полученный им при работе с пациентами, - таким образом, модель первоначально создавалась как инструмент психотерапии, ориентированный на сотрудничество терапевта и клиента.
Транзактный анализ рассматривает человека, прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трех основных общефилософских посылках: 1. Все люди изначально ОК(хорошие) 2. Люди обладают способностью мыслить, за исключением лишь тех случаев когда они находятся в бессознательном состоянии. 3. Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Эти решения, касающиеся нашей дальнейшей судьбы, как правило, предполагают наличие жизненной стратегии, усвоенной нами в самом раннем возрасте. Таким образом, не следует винить себя за решения принятые в детском возрасте, нужно лишь понять их и использовать ради изменения в будущем.
Всем известно выражение «театр начинается с вешалки». Если перефразировать данное высказывание Станиславского, можно сказать, что транзактный анализ начинается с контракта. Эрик Берн говорил, что без термина «контракт» ТА не существует и определял контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий. Контракт включает в себя: во-первых - участвующие стороны, во-вторых, в нем оговаривается, что эти стороны собираются делать вместе, в-третьих, сколько это потребует времени, в-четвертых, какова будет цель и результат этого сотрудничества. В практике ТА существует два различных типа контрактов: административный или деловой контракт и клинический или лечебный. Деловой контракт представляет собой соглашение между терапевтом и клиентом относительно платы и организационных вопросов их совместной работы. В лечебном контракте клиент четко определяет, каких изменений он хочет добиться, и указывает, что он планирует делать для их достижения. Терапевт выражает свою готовность работать с клиентом в достижении поставленных целей и определяет степень своего участия в этом процессе. Заключение контракта – залог того, что шестеренки механизма придут в соприкосновение, не выбьются из ритма, не будут работать в холостую и не начнут вращаться в нежелательном направлении.
Также одним из основных принципов ТА является открытая коммуникация. Э.Берн настаивал на том, что как клиент, так и терапевт имеют право обладать полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает из основной посылки ТА, о том что все люди ОК и каждый способен самостоятельно думать. В практике ТА записи терапевта доступны для клиента, положения ТА излагаются на доступном языке, избегая сложной терминологии. Может показаться, что подобный язык ТА свидетельствует о поверхностности и несерьёзности. Но несмотря на свой простой язык транзактный анализ представляет собой тщательно разработанную и обоснованную теорию.
Природа и происхождение сценария. Первоначально теория сценария была разработана Берном и его коллегами в середине 60 гг. С тех пор она получила свое развитие у многих авторов. И в настоящее время концепция жизненного сценария стала одной из основных частей теории ТА наряду с моделью эго-состояний.
В работе «Принципы группового лечения» Берн определил жизненный сценарий как «неосознанный план жизни» Позже, в книге « Что Вы говорите, после того как сказали «Здравствуйте» , Он дополнил это определение и оно стало выглядеть так: Сценарий – это план жизни, который составляется в детстве, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».
Теперь, чтобы глубже понять, что такое сценарий, рассмотрим, из чего эти определения состоят.
Сценарий – это план жизни. Идей о том, что детские впечатления отражаются в дальнейшем на ходе всей жизни человека занимает центральное место не только в ТА, но и во многих других направлениях психологии. Отличительной особенностью теории сценария ТА состоит в том, что это именно определенный план, который пишет ребенок. Этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенным началом серединой и концом.
Сценарий ведет к развязке. Когда малое дитя пишет сценарий своей жизни, он пишет также и концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены планируются так, чтобы привести к этой развязке.
Сценарий является результатом решения. Иными словами ребенок «решает» каким будет план его жизни. Воспитываясь в одних и тех же условиях разные дети могу принять решения на счет разных планов своей жизни. Берн приводит пример с двумя братьями, которым мать говорила, что они оба «кончат в психушке». Один из них сал пациентом, другой психиатром.
Сценарий подкрепляется родителями. Хотя родители не могут заставить ребенка принять решения касательно сценария, они могут оказывать на них значительное влияние. С первых дней жизни родители адресуют ребенку какие то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе. Других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут передаваться как словами, так и без них.
Сценарий не осознается. Во взрослом возрасте воспоминания из детства приоткрываются зачастую только во снах и фантазиях.
Переопределение реальности с целью оправдания сценария. Берн писал о том, что сценарий оправдывается последующими событиями. Часто люди поступают так , а не иначе потому что любая угроза сценарному представлению о мире может восприниматься в эго-состоянии Ребенка как угроза удовлетворению потребностей и даже как угроза существованию. Зачем же младенцем принимаются такие всеобъемлющие решения о самом себе и о мире в целом? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария: 1) Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и угрожающим. 2) Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствии реальности. Участникам мастерской были предложены упражнения, которые помогают приблизиться к пониманию происхождения жизненного сценария.
Упражнение 1. «Повесть Вашей жизни написана, и написана она Вами. Вы начали писать ее с момента рождения, а к четырем годам определили основные моменты ее содержания. К семи годам вы внесли в повествование все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты. Как и любая история, ваш сценарий жизни имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи и второстепенные персонажи так же, как основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным; интересным и скучным; вдохновляющим и позорным. Став взрослыми, мы не помним начало нашего сценария. Возможно, вплоть до настоящего времени вы не осознавали, что сами написали сценарий вашей жизни. Поэтому будете просто проживать сценарий, который написали много лет назад. Этот сценарий является сценарием вашей жизни. Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно записывая первый ответ, который придет в голову. Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий? Обсудите с группой Ваши ответы.
Упражнение 2. Расслабьтесь на стуле или на полу. Можете закрыть глаза. Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или заурядный – или какой-то еще? Полон ли театр, полупустой или пустой? Будет ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет ли она аплодировать или уйдет со спектакля – или что-то другое? Как называется ваш спектакль – спектакль о вашей жизни? А сейчас свет потушен. Опускается занавес, Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы – младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции. Чувствуете ли какой-нибудь запах или ощущаете что-либо на вкус? А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля. (Пауза.) А сейчас наступила вторая сцена. В этой сцене вашего спектакля вы – ребенок в возрасте от трех до шести лет, Где вы? Что видите вокруг себя? Есть ли кто-нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Испытываете ли какие- то физические ощущения или эмоции? Может быть, вы чувствуете какой-то запах или ощущаете что-то на вкус? Затем осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене вашего спектакля, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза.) После этого теми же словами участники вводится в следующие сцены спектакля: сцену юношества, от десяти до шестнадцати лет; настоящую сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десять лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля – сцену вашей смерти. В репликах ведущего к этой сцене должен звучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене спектакля?» Ведущий просит участников вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необходимо и предлагает поделиться с группой своими ощущениями.
Литература
1) Айвазова А.Е. Транзактный анализ в психологическом консультировании. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007 2) Берн Э. Люди, которые играют в игры. 3) Берн Э. Групповая психотерапия. М. Академический проект, 2001. 4) Малкина-ПыхИ.Г. Справочник практического психолог. Техники транзактного анализа и псхосинтеза.- М.Изд-во Эксмо, 2004. 5) Стюарт Я, Джойнс В. Современный транзактный анализ. Спб, Социльно-психологический центр, 1996 6) Кристиансен К, Билунд П, Игры в которые не играют успешные люди. – Спб, изд=во Еврознак, 2009
2010 г.
|