1. Сабина Алексеева (Ставрополь) DeathCafe.
DeathCafe – пространство, где можно говорить о смерти и всем, что с ней связано. Разговор без экспертов, заданных тем, программы и целей. Если вам интересно разделить свои мысли, чувства и желания, связанные со смертью, добро пожаловать! Мы соблюдаем всего три правила: – бережное отношение к другим участникам; – трезвость; – конфиденциальность.
Внимание! Количество мест ограниченно.
2. Диана Борисова (Таганрог) Семинар «Проективная идентификация» и ее перипетии (на материале фильма «Невинные», реж. Дж. Клейтон).
Обсуждение механизма «проективной идентификации» на материале фильма.
3. Алёна Буренкова (Пенза, Москва) Мастерская «Нормолепие, или как ваяется Тело».
Много аксиоматических утверждений можно встретить, когда речь идёт о теле. От «тело никогда не лжёт» (Марта Грэм) до «человечное тело – лучшая картина человеческой души» (Людвиг Витгенштейн). И, действительно, размышляя о феноменах «тело», «телесная воплощенность», «телесное Я» и др., каждый попадает в круговерть переплетений соматических проявлений тела, эмоциональных реакций, проводимых и выражаемых телом, встречается с культурой тела, простираемой от принадлежности к этносу до моды современности, задается вопросами нормы и патологии, красоты и уродства, и, конечно же, оказывается пленённым интересом к символическому языку тела и жизненно важной потребностью понимать, что происходит с телом, как о нем заботиться, лечить и управлять болью, недомоганием и другими симптомами, переживаемыми в теле. Чтобы чувствовать себя «нормально» в своем теле. Исследования нейронаук все больше приоткрывают завесу и делают видимыми связи между телом как организмом и телом как инструментом выразительности, связи между соматическим, психическим и артистическим мирами. Описывают схемы взаимодействия, как психика реагирует и пытается совладать с происходящим в жизни, как восстанавливается после потрясений и как развивает в себе силу «быть здоровым», влияя на телесный ландшафт. Я хочу пригласить Вас в путешествие по психической части ландшафта тела, где появится возможность: – что нормально и что ненормально для Вашего тела; – что влияет на форму и образ тела и как происходит «нормолепие» Вашего тела; – узнать о ритуалах, которыми пользуется ваше тело, чтобы справляться с жизненными задачами, и чтобы содержать себя в жизненно приемлемой норме; – познакомиться с символическим языком телесной выразительности, проявленной в телесных симптомах; – познакомиться с выразительными инструментами и способами взаимодействия с психосоматическими симптомами, которые помогают в изменении как эмоционального, так и физического состояния; – потренировать «артистические» мускулы, влияющие на форму и норму тела, взращивающие ясность понимания символического языка тела.
4. Анастасия Василенко (Ставрополь) Семинар «Нормальна ли человечность?»
Развитие цивилизации, культуры, науки, искусственного интеллекта всё дальше уводит человека от его биологической природы. Всё сильнее наше существование зависит от достижений медицины и техники. Наша психика – самая быстроменяющаяся часть наших организмов под влиянием наступившего будущего. Может мы уже слишком люди? Может мы уже не нормальные организмы? Обсудим!
5. Светлана Волик (Екатеринбург)
«Ясночувствование, ясновиденье, яснослышанье – это нормально?»
Каждый из нас может чувствовать, видеть и слышать больше, чем другие. В каждом из нас есть огромный внутренний потенциал, бесконечные возможности нашего тела и психики. Я покажу, как с этим можно взаимодействовать и развивать.
6. Елена Глузская (Москва)
Творческая мастерская «Встреча с внутренним шаманом».
Внутренний шаман – это образ нашего бессознательного и интуиции. Мы будем использовать психодраматическую технику разговор с частью. Работая в парах, совершая прямой обмен, вы сможете познакомиться со своим шаманом, поговорить, задать важные вопросы и получить ответы.
7. Анатолий Дуров (Ставрополь) Онтология зла.
В Новой онтологии мир представлен как индивидуальность. Эта индивидуальность состоит из трех слоев: духовный слой, душевный слой и телесный слой. Энергетика мира направлена на то, чтобы сохранить индивидуальность в целостности. Когда энергия в мире ослабевает, слои начинают выделяться, пытаться весь мир сделать однослойным, похожим на свой слой. Народная культура давно это заметила. Она вывела образы зла как односторонности. При этом они ведут себя очень логично. Образы Гадов – это телесная сила, которая постоянно должна усиливаться, в результате получились образы Змея Горыныча и Бабы-Яги. Душа в новой онтологии призвана выходить за свои пределы. Если дать ей свободу, она, согласно известному логическому закону ряда, дойдет до беспредела – образы беспредельной свободы – черти. Духовный слой. Известно, что дух веет, где хочет, Но, освобожденный от реальности (т.е. тела), он утрачивает способность познавать мир и превращается в ложную мудрость. Итак, зло – это односторонность. Непротиворечивая, даже логичная, односторонность. Целостная индивидуальность – это добро. Главная миссия образов добра – способность жить в противоречивом мире. Так миссия обладающего телесной силой богатыря – Ильи Муромца повенчать силу с жалостью. Миссия Освободителя – Атамана – повенчать свободу с совестью. Миссия Ивана-дурака повенчать Дух со смехом. Изложенные тезисы будут подробнейшим образом рассмотрены на примере сказки Шукшина «До третьих петухов».
8. Анатолий Дуров (Ставрополь) «Правда есть истина на деле».
Правда – это познание от первого лица или «онтологическая осведомленность».
Познание как тождество познающего и познаваемого. Первоначальную установку на создание образа другого и себя самого ясно раскрыл Ориген, который в работе «Начала» писал: «... как человек... состоит из тела, души и духа, так и Священное Писание тоже состоит из тела, души и духа». «Итак, мысль божественных писаний каждый должен записывать в своей душе трояким образом…». Иными словами, трихотомическому составу человека соответствует троякий метод интерпретации, в результате которого возникает троякий смысл: телесный, душевный, духовный. Тождество в теории познания не похоже на математическое тождество, например, двух точек на плоскости. Здесь главное «не точность, но глубина проникновения», поэтому мы и будем называть этот тип познания «проникновением». Полнота акта проникновения есть взаимопроникновение, то есть общение, и здесь незаместимую роль играет чувство. Чувство это Шелер называл симпатией. Т. Шубутани обозначал термином «любовь». Поэтому процедуру познания-проникновения с точки зрения «наравне» можно интерпретировать как познание) любовью.
Познание как понимание. Изменения, происходящие с субъектом при занятии им точки зрения «сверху», субъект здесь стремится стать подобным богу. В мире создаваемой точкой зрения «сверху» действует установка на хулу, брань, бранные прозвища и комические маски – на процедуру профанации (процедуру снижения высокого). Рождается смеховой аспект мира. Ведущей познавательной процедурой здесь является процедура понимания. Точка зрения «снизу» (смирение) исследована, прежде всего, в христианской аскетике. Точка зрения «снизу» рождает слезный аспект мира. Этот аспект противоположен смеховому. Если смех отрешает, охлаждает мысль, анестезирует сердце смеющегося, то слезная жалость обнимает весь мир, очищает и смягчает сердце, возжигает его. Святой «молится с великой жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем богу». Итак, и смех и слезы уподобляют человека богу, но это боги разные, это боги языческие, культивирующие «гомерический смех», и Бог христианский Иисус Христос, который по преданию, «никогда не смеялся», а два раза плакал от великой жалости к людям.
Познание как постижение. Кроме рассмотренных нами точек зрения необходимо рассмотреть и экстраординарную точку зрения «точку кризиса». Это тот случай, когда познание достигло своего предела. Процедуру познания, инициируемую «точкой кризиса», мы назвали «познанием-постижением». Познание – постижение, есть процедура противоположная пониманию. Пирс логическую процедуру, лежащую в основании постижения, назвал «абдукцией». Абдукция – это «обратная дедукция»... Если в дедукции рассуждения развиваются от посылки к следствию, то в случае абдукции – в противоположном направлении, то есть от следствия к посылке... Пирс называл ее гипотезой. Она не есть результат логической работы в традиционной ее форме, а возникает, по выражению Пирса, как озарение».
Огромную роль в процедуре постижения играет молчание. В присутствии «молчания» речи приходится значительно потесниться. «Мы погружаемся во мрак, который выше ума, – говорит Псевдо-Ареопагит, – и здесь обретаем уже не краткословие, а полную бессловесность...» Все эти тезисы будут рассмотрены на примере романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Основным смыслом которого есть испытание Правды на Небесах – (Иешуа) в Преисподней, которая вышла на свет Божий (Ариман, Воланд и Ко) и на Земле (жители земли прошлого и современности).
9. Сергей Иванов (Ставрополь) Групповой сон-мечтание «Спать во время работы – нормально?» (Исследование Ревери).
Предлагается попытка исследования понятия «Ревери» с использованием текстов, которые принято считать трудными для понимания («Уллис» Д. Джойса, протокол психотерапевтической сессии).
10. Нина Иванова (Ессентуки) Социодрама.
«Каждой твари по паре» или как выжить в условиях неопределенности. Мифодрама по мотивам библейского повествования о Ноевом ковчеге. Действительность в последние годы такова, что привычных опор остается меньше, а новые пока неизвестны или не освоены. Мы живёт, как будто пережидаем шторм. И эта реальность постоянно ставит нам вопросы: как выжить в кризисе? где найти новые опоры? как выжить в условиях неопределенности? На эти и другие вопросы постараемся найти ответ через новое прочтение истории о Ноевом Ковчеге.
11. Елена Калинина (Ставрополь) Творческая мастерская «Все будет по-другому, когда я стану Богом…».
Шутка ли это, придумать такое? Стать Богом, вершить судьбы всех живых существ во вселенной, подчинять своей воле души людей, богов и магов? Разве может кто-то решиться на такое безумие? Бессмысленно, жестоко и бесчеловечно. Но только не для черного мага Рейстлина Маджере. «Мое могущество было почти беспредельно… почти. Когда-то давно в час огромной невосполнимой утраты я дал себе клятву, я сказал, что никто и ничто не будет иметь надо мной власть, ни люди, ни боги, ни магия, ни любовь…» Как может эта мысль зародиться в человеческой душе, как она растет и крепнет? Мир знает множество примеров такого безумия. Мы с вами погрузимся в атмосферу древних легенд и узнаем историю становления темного властелина. Но история эта будет не простая, а рассказанная языком невообразимой красоты. Мы послушаем гениальный фэнтези-мюзикл «Последнее испытание», авторами которого являются Антон Круглов (композитор) и Елена Ханпира (автор либретто). Истории горячечного бреда стремления к власти редко заканчиваются хорошо. Но в нашей истории все не так однозначно. Ведь у нашего героя появляется любовь, прекрасная женщина, готовая спуститься с ним в бездну, исцелить его своей любовью. Может ли она спасти нашего героя, способны ли истинные чувства изменить мир, летящий в ад? Обо всем этом мы подумаем и поговорим на этом семинаре. Но будьте осторожны, музыка там будет настолько прекрасна, что может вас ошеломить и будет заставлять вновь и вновь возвращаться к этому музыкальному произведению.
Соединяя в целое, черное и белое! Силу и власть! Любовь, веру и страсть мою! Единственный раз… С тобой вместе дотла сгорю! С тобой в едином огне сгорю!
12. Анна Корюкина (Михайловск) Мастерская «Семейный архив или хоум видео».
Каждый из нас хочет сохранить как можно больше счастливых моментов не только в своей памяти, но и мобильного устройства. Как же досадно бывает, когда второе выглядит не так как первое. Пора это исправлять!
13. Татьяна Куровская (Москва) Мастерская-дискуссия «Зависимость под маской нормы».
В работе со взрослыми и детьми мне достаточно часто приходится сталкиваться с зависимым поведением, которое может быть связано, например, с компьютерными и азартными играми, с чрезмерным увлечением какой-либо деятельностью, также это может быть самоповреждающее поведение подростков, порнозависимость, переедание и тому подобное. Запрос на терапию может быть не связан с этим явлением, но в процессе работы зависимость внезапно обнаруживается. Она может быть второстепенной проблемой или воспринимается пациентом как норма, либо тщательно скрывается от психотерапевта. В попытках осмысления этого явления, я собирала идеи выдающихся психоаналитиков, которым находилось подтверждение в моей практике, что помогло мне выявить определенные закономерности в динамике психотерапии и в историях жизни зависимых пациентов. В этом процессе я опиралась в основном на труды З. Фрейда, М. Кляйн, Х. Кохута, О. Кернберга, П. Кейсмента и Л. Додз. Приглашаю Вас к дискуссии по данной теме. Буду рада вопросам и Вашим примерам из практики.
14. Екатерина Михайлова (Анталия – Москва) Лекция «Энергия группы и работа с агрессией».
В рамках лекции мы разберем стадии развития группы, подходы школы современного психоанализа в работе с контрактом группы, поговорим, от чего зависит энергия группы и как работать с агрессией. Кроме того разберем как можно регулировать уровень стресса ЭГО при использовании разных модальностей в работе с клиентом – индивидуально, в паре, в группе. Лекция 1,5 часа – на любое количество слушателей.
15. Татьяна Мышлёнок и Владимир Цапов (Минск и Санкт-Петербург)
Обучающая супервизия «Головы на завтрак».
Будет представлен, для группового исследования в формате супервизии, красивый случай с ужасным содержанием.
16. Анна Прасолова (Балашиха) Доклад «Пустота – это нормально!? Микропсихоаналитическое понимание разблокировки творческого потенциала».
Микропсихоанализ, представленный как продолжение идей Фрейда – изучает в т.ч. вопросы, связанные с творчеством. На встрече мы обсудим: Что связывает основателя микропсихоанализа Сильвио Фанти (Италия), Дуэт художников BIER&BROOD: (Нидерланды) и город Солнечнодольск (РФ, Ставропольский край)? Что мешает творческому потенциалу? Что означает: креативность-симптом, креативность-сублимация и креативность-благополучие? Пустота в творчестве, в аналитическом процессе — это нормально? В докладе рассматриваются эти и другие вопросы, связанные с разблокировкой творческого потенциала в микропсихоаналитической практике, основанной на применении длинных сеансов (2-3 часа) и др. До встречи 11 января в 11-30!!
17. Денис Севрюгин (Ставрополь) Личное мнение впечатлительного дилетанта, литературно-музыкальная вечеринка: «Русский рэп как зеркало русской поэзии 21 века».
На мастерской я поделюсь личным и не личным впечатлением от знакомства с творчеством и личной историей современных рэп-исполнителей, почитаем и послушаем стихи-треки... и поговорим.
18. Алексей Скорняков (Ставрополь) Творческая мастерская «Правополушарное рисование. На стыке творчества и психологии».
Относительно молодое направление творчества и педагогике, как правополушарное рисование, под немного психоаналитическим соусом (хотя имеет поведенческие и дефектологические аспекты). Мы попробуем разные упражнения из данного направления с обсуждением и акцентом на психотерапевтическую работу с детьми.
19. Глеб Шерстобитов (Ставрополь) Просмотр и обсуждение отрывков из книги и мультсериала «Развитие сексуальности подростков из South Park».
Обсудим феномены развития сексуальности в подростковом возрасте с опорой на психоаналитическую литературу и иллюстрациями из мультсериала «Южный парк».
20. Элла Шульдякова (Ставропольский край, Изобильный) Психодраматическая мастерская «Секс, агрессия и деньги».
Поисследуем энергии, найдем ограничивающие убеждения и установки, научимся опираться на личные опоры и ресурсы.
|