Дорогие коллеги!
Программная дирекция фестиваля для продуцирования идей на тему, а также поиска святочных смыслов, вновь собрала Расширенный программный комитет. Приглашая людей, мы ориентировались на 2 экспертные группы. Первые - специалисты, которые могли бы представить интересы тех или иных профессиональных движений, групп или сообществ, во мнении которых заинтересовано святочное сообщество. Эти люди были определены и приглашены в индивидуальном порядке членами Дирекции. Также Денис Севрюгин, президент Святочной Академии, пригласил всех членов Академии 2016-2017 года принять участие в заседании очно или виртуально. Т.о. специалисты этих двух групп и определили состав Расширенного программного комитета. Заседание было открытым и на него могли прийти все заинтересованные в развитии фестиваля. Собрались мы 8 июля в уютном дворике Центра внешкольной работы Промышленного района (за что отдельное спасибо Александру Шилкину). Всего на встречу пришло 19 человек, 15 из них входят в состав Расширенного программного комитета фестиваля. Вот их имена: Алена Будагова, Анастасия Василенко, Анжела Ганус, Александр Данилов, Сергей Иванов, Елена Калинина, Алексей Корюкин, Елена Корюкина, Ольга Никабадзе, Сергей Пешков, Наталья Попова, Денис Севрюгин, Татьяна Русанова, Марина Чмыхова, Александр Шилкин. Не менее важным оказался вклад в обсуждение гостей РПК - Людмилы Гавриленко, Анны Дашевской, Анны Левченко и Снежанны Зацаринной.
Обсуждение состояло из 4-х тематических блоков: 1) Название фестиваля. Стоит ли оставить прежнее название (Фестиваль психотерапии и практической психологии) или все же нужно ввести в название определение "психоаналитический/ая"? Совет учредителей фестиваля предложил в качестве альтернативы 2 варианта: "Фестиваль психоаналитической культуры" и "Психоаналитический фестиваль психотерапии и практической психологии". 2) Ассоциации на тему "Объект и фетиш", возможное содержательное применение этих ассоциаций. 3) Материализация темы. Кто и в каких профессиональных разговорах мог бы раскрыть заявленную тему? Какие ключевые дискуссии помогут наиболее объемно осмыслить содержание? 4) Творческая канва Фестиваля. Какие мероприятия поддерживают традиции Фестиваля? Каким образом и с чьей помощью лучше творчески организовать и оформить "Святки"?
Итак, блок 1: "Название фестиваля". Участники РПК, выступающие против изменений, использовали такие аргументы: - название, содержащее уточнение "психоаналитический", может испугать тех, кто не считает свою деятельность психоаналитической (например, психиатров); - "культура" - слишком глобальное расширение. Если мы обозначимся как фестиваль культуры, даже психоаналитической, нам нужно будет быть последовательными и приглашать художников, литераторов, театральных деятелей, музыкантов... не перестанет ли это быть мероприятием для психологов и психотерапевтов? И даже если мы этого делать не станем, восприниматься фестиваль может именно с таких позиций; - вслед за названием может сузиться круг обсуждаемых тем и направлений пси-сервиса. В связи с этим к фестивалю может потерять интерес одна из титульных организаций - АНО "ПроПси"; - одна из задач фестиваля - "интеграция различных методов и направлений" подменится вытеснением всех методов одним; - введение понятия "психоаналитический" уже на уровне названия введет семантические ограничения для участников. А вот аргументация сторонников изменений: - необходимо вводить в сообщество понятие "психоаналитическая культура", а также расширять его. Фестиваль может послужить этим целям; - фестиваль с прежним названием отпугивает психоаналитически ориентированных специалистов. Введение понятия "психоаналитический" может привлечь, например, участников психоаналитической конференции; - важно обозначение профессиональной идентичности тех, кто организовывает фестиваль; - роль фестиваля психотерапии и практической психологии уже выполняет фестиваль «На пути к вершинам». Психоаналитического фестиваля пока нет; - участникам нужно общаться на одном профессиональном языке. Введение ориентира в название даст возможность понимать, какой язык выбран официальным. Некоторые участники искали компромисс. Хотелось придумать название, которое способствовало бы сохранению аудитории, но, тем не менее, ориентировало на психоаналитический дискурс. Появилось слово "открытый". С его помощью начали рождаться новые варианты названия: "Открытый психоаналитический фестиваль", "Открытый фестиваль психоаналитической культуры и практической психологии"... их бы было намного больше, да время, отведенное на обсуждение данного вопроса, подошло к концу.
Блок 2: "Ассоциации на тему". Ассоциации на тему «Объект и фетиш» лились свободно, открывая новые возможности для содержательного понимания темы»: - перверсия; - живое и мертвое; - человек и вещь; - х/ф «Ларс и настоящая девушка»; - поражение и триумф; - еда; - форма и содержание; - коллекционирование * «Коллекционер»; - шопоголизм; - вера-личное-надличностное; - красота и внешность *огонь или сосуд; - подмена; - пустота; - проклятые веганы; - привычка – замена счастья: - Япония; - богатство и состоятельность; - традиция; - профессионализм и успешность; - сорока; - символ; - обладание; - фетиш = норма; - норма как фетиш; - полезная функция фетиша; - удовольствия; - карнавал; - «Солярис»; - х/ф «Про любовь»; - честность; - агрессия; - стеклянный потолок; - патология как фетиш…
Одна из участниц спросила, почему «Объект» рассматривается, как что-то позитивное, хорошее, в то время как «Фетиш» в наших ассоциациях очевидно плох? Директор фестиваля предположил, что объяснением этому может послужить психоаналитическое понимание развития: «В какой-то момент человек «выбирает» либо объектный путь, либо нарциссический. И объектный считается более здоровым, потому он и окрашивается позитивно». В конце обсуждения Алексей Корюкин посчитал важным поделиться с нами ассоциациями одного знакового для «Святок» человека. Денис Кобзев много лет сотрудничал с фестивалем в качестве художника, который не только писал, пластически конструировал призы, но и философски осмысливал каждую новую тему фестиваля, предлагая ключевой образ для ее визуализации. За 5 минут Алексей изложил свой двухчасовой диалог с Денисом. Предлагаю вашему вниманию мой тезисный конспект этого пересказа: Есть объект и есть зритель. Объект недосягаем и непознаваем, это потенциал. Фетиш – экран для проекций. Фетиш – способ познавания объекта, но и способ искажения объекта. Мифология – способ сакрализации и открытия объекта (гадалки, оракулы). Эта тема – как игра, мы видим два проявления одного и того же явления. Фетиш– способ связаться с объектами (Гермес – бог-посредник). Плацебо, таблетка – возможные символы темы. И еще Алексей предложил образ, который можно было бы использовать для визуализации темы: изображение поля, посередине которого стоит дверь, а к двери выстроилась очередь. Ничего не мешает обойти эту дверь, но люди упорно становятся в очередь.
Блок 3. "Материализация темы". В этой части участники РПК старались связать уже прозвучавшие ассоциации с именами специалистов, которые могли бы раскрыть данные темы. Например, говоря про «перверсии» мы вспомнили коллег: Михаила Ромашкевича, Владимира Цапова, Игоря Романова и Александра Ускова. Но мы не останавливались на уже прозвучавших ассоциациях и продуцировали новые. Так мы замахнулись на Юлию Кристеву: «Настойчивость без присутствия», вспомнили Виталия Зимина «Объект безразличия». Имя Людмилы Петрановской возникло в связи с темами «Ребенок как фетиш», «Подростки», «Гендерные атрибуты», «Атрибуты заботы», «Дети как нарциссические объекты», «Социальные сети». Также за любую из этих тем могли бы взяться психологи из Михайловского психологического центра. «Дефетишизация суицида» - тема, в которой, как нам кажется, сильны коллеги Астрид Норхейм и Лариса Гладченко. А про «Переходный объект», который вроде как уже не объект, но еще не фетиш, нам могли бы рассказать Наталья Плешкова, Наталья Моздор, Александра Мирза, Валентина Иванова, Марина Мучник. «Фетиш и организация» - прекрасная тема для Алексея Одолламского. Гости РПК нам советовали пригласить некоего Гаврикова, который мог бы нам поведать про нумерологию и кинезиологию. А в религиозную тематику было бы интересно погружаться с Андреем Кураевым. И много новых ассоциаций без привязки к именам. Они могут быть полезны тем, кто планирует проводить творческую мастерскую на Святках: - ориентиры психотерапии: успех или инсайт/творчество? - процесс или результат? - открытие – способность к инсайту; - блог – параллельная жизнь; - пациенты в социальных сетях; - культ мертвого родственника; - отец; - фаллос как фетиш; - толерантность – дефетишизация патологии; - гламур и дискурс; - х/ф «Она»; - «Пигмалион и Галатея»…
И наоборот, звучали значимые для «Святок» имена без конкретной привязки к теме: Михаил Решетников, Наталья Ледовских, Юлия Тузова, Максим Подопригора, Сергей Бабин, Сергей Попов, Анна Губанова, Владислав Эльц (Аванесян). Кульминацией обсуждения было определение концепции 3-х ключевых дискуссий. Они традиционно должны объемно раскрыть тему, разворачиваясь в трех разных измерениях, наполняя ключевым содержанием три фестивальных дня. Предлагались такие измерения: • Объект – Переход – Фетиш («вылепливание» объекта через фетишизацию) • Практика - Искусство – Политика • Невроз – Пограничное расстройство – Психоз • Индивид – Пара (Мини-группа) – Общество Последняя триада измерений показалась нам наиболее подходящей для объемного раскрытия темы, прозвучавшей уже в несколько измененной формулировке: «Культура объекта и культура фетиша».
Блок 4. "Творческая канва фестиваля". В отличие от 3-х предыдущих блоков, к обсуждению которых нас приглашал директор фестиваля Алексей Корюкин, эту часть, посвященную традициям и творчеству, вела Елена Корюкина, представитель Совета учредителей в Программной дирекции. Вот уж где было разгуляться нашим фантазиям и желаниям! Для разогрева, знакомства с темой и участниками нам показалась интересной идея игры «Отгадай объект по фетишу» с последующим формированием «Музея фетишей святочников». «Зал славы Святок» можно подготовить заранее. Утро было предложено всем начинать с йоги (Анастасия Василенко могла бы ее вести), на утренний круг приносить что-то для поклонения, а в параллели с основной программой организовать «ленту для сытых» с посещением культовых для КМВ мест: «бесстыжие ванны», лермонтовские и солженицинские места, прасковейские винотеки… Но самый большой всплеск идей был связан с организацией вечерней программы. Традиционные мероприятия – футбол, киноклуб, капустник, дискотеку и карнавал было предложено сохранить, внося некоторые элементы культа святочников. Например, дискотеку можно собрать из персональных (культовых) песен-треков участников, на приветственном коктейле организовать сэлфи-шоу, а на капустнике - «культ личности» - рассказы о себе или сплетни о других. Таким образом, в этом году к любому мероприятию вечерней программы Святок можно добавлять приставку «культ»: культ-дискотека, культ-маскарад… Вкусите-ка еще несколько святочных культ-приправ: - клептоман-шоу (чужой фетиш – лучший фетиш); - автограф – сессия; - проект «читаем песни» (вдохни жизнь в фетиш); - караоке; - конкурс инсценированной песни; - аукцион святочных фетишей; - бодиарт. А для создания всего этого праздника души и тела мы бы хотели пригласить культ-личности: Сергея Попова (мы снова хотим культовый джаз!), Анжелу Ганус, Ирину Савран, Анну Чернигову, Дениса Кобзева.
Старт формирования программы положен. За три часа мозгового штурма фестиваль стал вырисовываться, оживать и творчески обрамляться. И главное: на него захотелось приехать. Вся проделанная работа очень полезна для дальнейшего размышления Дирекции. Надеюсь, мой творческий протокол также окажется важным стимулом для размышлений и сборов на Святки. И теперь, я думаю, вы поняли, что главное в этот раз захватить с собой фетиш ;)
С надеждой на добрые встречи в святочную пору на КМВ, Наталья Попова, секретарь Академии и член Программной дирекции 24-го фестиваля.
|