Главная >> Святачный РАСКАС

Добро пожаловать на фестиваль "Святочные встречи"!

Международный фестиваль психотерапии и практической психологии "Святочные встречи" проходит ежегодно 8-12 января на юге России.

Содержание Фестиваля составляют различные формы профессионального взаимодействия (творческие мастерские, дискуссионные группы, семинары, супервизии, большие группы, собрания сообщества и др.) между специалистами в области обслуживания психического здоровья населения, а также различные формы презентации профессиональной деятельности.

Мы предлагаем вам привезти на фестиваль «Святочные встречи» свой уникальный профессиональный опыт, свои размышления, своих новых коллег и знакомых. От всех нас будет зависеть, станет ли программа очередных «Святок» насыщенной и интересной.

Поддержка сайта



Долгая жизнь порождает мифы и легенды. Святки живут уже долго и на 15-м фестивале некоторые из мифов и легенд были озвучены во время открытия.
Надеемся, к следующему юбилею или без такого повода появятся другие тексты, описывающие Святочный фестиваль как целое, осмысливающие смысл явления и его историю..
Пока же вашему вниманию представлен, сочиненный Алексеем Корюкиным.

 

Святачный РАСКАС


Вначале была тьма кромешная, и затеялись на ней крошечные звездочки и луна, а потом солнце! Святочное солнце!

 

001

Вернее так, жила-была одна мегацивилизация. СССР. Мы там все родились. Кроме Грациано если он меня не поправит. Но мы знали, что и западная мегацивилизация существует, та в которой Грациано родился, но она была не правильная сначала – загнивающая, а потом все более притягательная. Манящая.
А потом СССР вдруг не стало. И толком никто и не понял, как это случилось и даже, поначалу, и не заметил.  А сначала никто и не верил.
Ставангер 2005. Мы сидим в уютном норвежском кафе, а напротив нас живая звезда психоанализа Отто Кернберг – он рассказывает нам, что однажды в 1985 один экономист написал под псевдонимом статью о том, что СССР близок к финансовому краху. Посчитали сумасшедшим. Кернберг допытывался  у нас, а вы? Вы то верили?
Но никто ж в серьез не верит, что может не быть всего. Всего что нас всегда окружало.
И вот – случилось.
То есть мрака и тьмы сначала не было – была свобода от тяготения мегацивилизации. Казалось, что теперь мы сможем выстроить что-то новое. Но какое? В 1993 стало ясно, что не новое старое – путч развалился.
Итак, какое?
Идея первая. Индивидуалистическое сообщество взамен коллективистскому. Раз есть индивиды – значит, у каждого есть своя психика. И что-то с ней нужно делать.
И стали везде готовить психологов. В 1991 состоялся первый набор программы подготовки психологов системы образования. Туда пошли самые заинтересованные в этом выпускники педвузов – люди готовые открывать совершенно новую профессию. В 1992 году появился платный вуз который произвел набор первой группы студентов, готовящихся стать психологами. Это первые стаи психологов на Ставрополье. До этого были только одинокие волки.
Характеристика особей первых стай.

 

01

Все эти люди были октябрятами, пионерами, комсомольцами (или собирались), подумывали о членстве в Коммунистической партии (года 4 назад, но не очень подробно) В детстве называли Ленина дедушкой, мечтали попасть на Красную площадь. Юношеское становление еще не завершилось, а первая его часть происходила под эгидой перестройки, социальных изменений, светлых надежд на рыночные преобразования.
Они, так же как и все еще не понимали что такое деньги, в чем их смысл. Но были уверены, что уже понимают. В отличие от устаревших древних совков.
Вообще они были очень рады, что выбрали такую правильную и модную профессию в новой стране, где у них, несомненно, будет светлое капиталистическое будущее. У них и у их еще не рожденных детей. Для себя и для них, деток, они собирались строить новую лучезарную жизнь в свободном европейском государстве.  
Никто из них в других европейских странах по ту пору не бывал. Не считая Болгарии (но: Курица – не птица, Болгария – не заграница).

 

02

Заграничные слова не пугали – притягивали! Нейролингвистическое программирование, экзистенциализм, экзгибиционизм, фетишизм, психоанализ, структурализм, промискуитет, полиморфная первертность, гештальттерапия. Музыка – а не слова! Эти слова как звуки волшебной флейты сбирали романтичных вчерашних комсомольцев на новую капиталистическую стройку. Грамотного сервиса психотерапевтических услуг на Ставрополье. Еще не очень понятны были масштабы стройки. Но желание и энтузиазм не подразумевали промедленья. Тем более, что в Москве и Питере уже все началось! Догоним и перегоним!
Трехлетние программы по гештальттерапии. 1-я, 2-я, 3-я

 

03

Семинары по групп-анализу и психоанализу. Хотели того мы или не хотели, но психотерапевтические идеи и умения проникали в наши беспокойные души и сердца и с 1993 года люди стали практиковать психотерапию. В новом, не советском смысле этого слова. Стало понятно, что не так все просто. И что обучение тремя годами не ограничится. Тогда это только радовало. Тем более, что маячила причастность к сообществам психотерапевтических родителей.

 

04

Всемогущий «Леша» Кроль (на снимке в верхнем правом углу) мог не только кого угодно привозить из-за границы, не только выпускал пригласительные буклетики и бюллетеньчики, которые приятно было держать в руках, интересно читать (они были совершенно не похожи на скучные учебники по психологии советских авторов – тогда еще других учебников не было), но и организовывал чудные психотерапевтические междусобойчики. Там, казалось, встретить можно было кого угодно. Что было не далеко от истины, так как московское психотерапевтическое сообщество в те годы было так же довольно узкой группой знакомых между собой людей, посещавших одни и те же семинары и так же грезивших, стать в один ряд с мировыми психотерапевтическими светилами.
На снимке я обнял всех троих на тот момент приезжавших в Ставрополь преподавателей из Москвы. Елену Италловну Виль-Вильямс, Нину Ивановну Голосову, Марию Николаевну Тимофееву.
Они были королевы и позволяли общаться на «Ты».
Вторая идея – Сообщество равных профессионалов, возможность неформального общения, простота межличностной коммуникации, просторные и комфортные социальные лифты.

 

05

Мы увидели прообраз нашего общего мероприятия - «Рождественские встречи». Но должна же быть собственная изюминка. И она была у нас. Уже на этих рождественских встречах 1994 года нас было четверо, и мы ощущали себя представителями бодрого молодого и перспективного регионального сообщества. И решили, что нам тоже нужен свой профессиональный праздник, основанный на укреплявшихся профессиональных представлениях.

 

06

О том, что для специалиста важны (1) знания, эрудированность и умение все это передавать (преконцепция «Гения просвящения»), такую способность  олицетворяла  тогда еще не заведующая кафедрой психологии, но уже кандидат психологических наук Елена Улыбина,
(2) Практическая направленность пси-обучения, применение своего практического знания в различных сферах социальной действительности (преконцепция «Виртуоза практики»). Наиболее признанным психологом-практиком того времени был «главный психолог Ставропольского края» Сергей Пешков.
И умение устанавливать крепкие эмоциональные контакты и привязанности, способность к эмпатическому сопереживанию (преконцепция «Мастера чувств») – один из ярких представителей беззаботного психологического студенчества, любитель всяческого общения Алексей Корюкин.

 

07

Наиболее длительные профессиональные отношения удалось завязать с питерскими специалистами Андреем Склизковым и Владимиром Цаповым. С 1994 года эти два амбициозных по праву специалиста бывали в Ставрополе не менее 20 раз каждый. Это создавало надежный формат для планомерного развития профессиональной идентичности. Формирующиеся профессиональные идеалы и амбиции наших молодых «гуру» накладывали заметный до сих пор отпечаток на формирование неповторимого стиля  ставропольского пси-сообщества.

 

08

Итак, опираясь на собственную неповторимость, на банкете «Рождественских встреч» в праздничном угаре нами было заявлено, что в Ставрополе формируется психотерапевтическая ассоциация «Маргиналь». Теоретическую базу подвела будущий профессор Улыбина, сказав, что весь психоанализ построен на исследовании маргинальных проявлений – так маргинально-анархическим центром психоанализа был объявлен Ставрополь.
Слегка протрезвев на подмосковном морозе, в наших головах выкристаллизовалась идея нашего профессионального праздника – «Святочных встреч». Тоже Улыбина придумала. А мы закрепили.

 

09

Нам понравилось, что праздник не просто не советский. Но еще и не заграничный, а наш исконно-посконный, замешанный на российских традициях православия и язычества. Теперь назовем имена последних 2-х, но самых важных членов придуманного нами Маточного комитета. который позднее в целях пристойности и легализации, был назван Советом учредителей. Помимо уже названных Улыбиной, Пешкова и Корюкина в него по праву первоучастия при зачатии идеи вошли Елена тогда Тарабыкина и Марина всегда Чмыхова.

 

10

Вынашивали недолго. Менее чем через месяц состоялись первые творческие мастерские для практических психологов «Святочные встречи».
Небольшой экскурс в историю. Технические возможности того времени значительно отличались от нынешних кондиций. Предыдущие две фотографии сделаны с помощью тогдашнего чуда техники фотоаппарата «Поляроид». Думаю, что уже некоторые молодые участники Святок не видели его живьем и, может быть, даже не слышали его названия. Как не могут себе представить, что о мобильной связи мы читали в то время только в фантастических рассказах, летом следующего года в Ставрополе появилась первая пейджинговая компания. Только год работала в эфире первая федеральная негосударственная телестудия НТВ. Компьютеры были вещью весьма экзотической, слово мультимедийный еще не вошло в обиход, наличие электронной почты считалось признаком занебесной технической продвинутости, печатные машинки были еще в полном фаворе.
Афиша Святок которую вы видите на экране – была нашей эстетической гордостью и была изготовлена в редакции первой общегородской независимой газеты «Забор». Мы освоили слово дизайн.
Кроме того, началась первая Чеченская война. Но информация поступала медленно и скудно и нас особенно это не волновало. Трагическая сторона социальных перемен была активно вытесняема всеми участника первых «Святочных встреч»  Телефоны во время первых Святок не звонили.
В силу вступала новая неизвестная реальность.

 

11

Она едва проглядывалась как при лунном свете, не полной луны. А только лишь месяца. Звон рождественских колокольчиков внушал радостные ожидания и напоминал о тревожных колокольных набатах. Хотелось сесть на метлу и лететь к себе на шабаш, туда, где много близких людей объединенных одной общей идеей одной общей профессией. А где ведьмы там и заграничный гость, все знали это от Булгакова и втайне ждали, что ставшие реальностью в Москве и Питере контакты с иностранными специалистами станут реальностью и на ставропольской земле. И чудо свершилось, увлеченный нашими красивыми святочницами Светой Гладковой и Натальей Поповой из Москвы приехал студент из германского Шверте Дитрих Геншер. Только немногие злоумышленники с первого дня помнили, что почти так же точно зовут министра иностранных дел Германии того времени, и что обычно Дитриха зовут Дима Юрченко, и что языки он освоил в Пятигорском инязе. А до этого учился с Корюкиным в одном классе и одной группе педучилища. Розыгрыш тронул всех до глубины души: люди отказывались верить в русское происхождение немца, некоторые плакали.
Вторые Святки включали больше параллелей. Детского садика уже не хватало, договорились с соседней школой. Приехали гости из за пределов края. Появился праздничный банкет. Залихватски-развеселый. С безудержной энергией вызванной во время идущих непрерывной чередой ворк-шопов.

 

12

Город стал тесен и начал давить. Новая реальность требовала новой ответственности. Участники Святок стали приходить на отдельные ворк-шопы выборочно. Впервые появились собрания сообщества. Увеличился оргкомитет, появились первые волонтеры.
Но праздничный дух оставался прежним.

 

13

Молодость основного состава участников и призывное семейное положение большинства участников делали атмосферу праздника эротически заряженной и провокационной. Потребовалась символизация. Были официально оформлены титулы Мужского и женского секс-символов (позднее из соображений социализации замененные на Избранника и Избранницу Святок)

 

14

Это первый общий снимок участников. Они уже сознательно участвовали в конкурсной программе Святочных встреч. Настоящему иностранцу, пришедшему на Святки, Джейсону Уолкеру никто не верил, с ним говорили исключительно по-русски. Он ничего не понимал и расстраивался, что ему никто не верит.

 

15

А вот и первые победители в Конкурсной программы
Розыгрыш Святок – Трое, кто-то кого-то разыгрывал
Большой Ставропольский Фрейд
Самый здоровый
Лучший дебют
Лучший ведущий
Святочная Сволочь
Жюри тогда не было, а выбирали победителей в номинациях люди, которым досталось такое право в результате жеребьевки.

 

16

Святки вне Ставрополя. Первая большая группа в программе Святок. Все учителя съехались. Впервые бассейн. Мероприятия-сателлиты. Разогрев. Святочный автобус. Смерть  Аграчева. Первое жюри «Святок»

 

17

Неформальное общение
Кот и я. Дима и Оксана Барсукова.

 

18

Красота.
Барсукова, Яковенко, Звягенцева

 

19

1999

Святки в Ессентуках. Санаторий профсоюзов. Руины советской социальной системы. Выгоды для психотерапевтических стай. Соприкосновение с другими стаями. Соприкосновение с другими орбитами. Планеты и планетоиды. Приезд Решетникова и Тукачевой. Эдигер и ко., Пятыгин.

 

20

Старые связи – прочные связи. Уверенность друг в друге. Космические войны (Решетников против Цапсклизов)

 

21

2000

Первые иностранцы. Международные проекты, рожденные в кулуарах Святок. Международные танцы – первый ворк-шоп на бис. Первые контакты с политиками (реклама Дмитрия Кузьмина). Первые контакты с представителями государственной психиатрии.

 

22

Всегда на «Святках». Лоскутова и Корюкин.

 

23

2001.

Ессентуки. «Украина». Профессионализация мероприятия. Переведенный на английский язык буклет. Зарождение долгосрочных психотерапевтических проектов на КМВ. (Петрова, Сизикова). Ярмарка программ.

 

24

Телесность

 

25

Карнавал и маскарад

 

27

Жюри и Сволочи

 

28

Банкеты-закрытия.

 

29

Богатство и богачи

 

30

Светская жизнь

 

31

2002
Денис Кобзев. Содержание оформилось.

 

32

И приехал Ромек

 

33

И сразу влился! Полнокровная жизнь тайной параллели.

 

34

Детская программа

 

35

Детское творчество.

 

36

Семейственность.

 

37

2003

 

38

2004

 

39

2005

 

40

2006

 

41

2007

 

42

2008

 

 


 

ПАСПОРТ

 

 

В этом году произойдет одно знаменательное событие. Которое не должно остаться без нашего внимания. В конце декабря появится первый совершеннолетний гражданин России, родившийся в России, т.е. начиная со следующего года, в основной программе фестиваля может участвовать россиянин, не рожденный в СССР.

 

43

2009

 

Спасибо всем.
Алексей Корюкин
.

Обновлено 23.10.2011 10:05
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

| 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | XX век | История |


| Фестиваль Святочные Встречи ©. 1995 - 2015. | Все права защищены | Хостинг, дизайн, техническое сопровождение - Ivan Korolevskiy.